Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Шумай К.И., Маккавеева Е.А., Дикая В.С. Потерянное поколение в зарубежной литературе - искалеченные эпохой (на материале Э. Хемингуэя «И восходит солнце», Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен» и Р. Олдингтона «Смерть героя»)

Научные открытия 2016, XII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2016.

В первой половине двадцатого века в литературном процессе появилась так называемая литература потерянного поколения. Эта литература стала откровением для многих мужчин и женщин, переживших страшные годы Первой Мировой войны. Герои произведений, как и простые люди, поверившие лозунгам о «доблести» и «борьбе за великое дело», оказались в страшном омуте войны, совсем неподготовленные молодые ребята, у которых еще и жизни-то не было, оказались в круговороте страшных, разрушающих событий. «Представители так называемого потерянного поколения... - отмечал Б. Сучков, - с непоколебимой прямолинейностью и резкостью развеяли миф «о великой войне белых людей», сняв ореол героики с империалистической войны, которая поглотила миллионы человеческих жизней, показали войну как прямое порождение общественной системы, враждебной интересам и потребностям личности».

В прошлом столетии многие авторы обращались к литературе «потерянного поколения», это и Эрнест Хемингуэй («И восходит солнце»), и Эрих Мария Ремарк («На западном фронте без перемен»), и Ричард Олдингтон («Смерть героя»).

Все эти произведения написаны спустя 10 лет после страшных событий войны, у писателей было время осмыслить все, что происходило с людьми во время катастрофы и увидеть, к чему она привела, что сотворила с молодым поколением. Произведения отличаются друг от друга и сюжетом и характерами героев, авторы описывают совершенно разных людей в различных обстоятельствах: Олдингтон и Ремарк перемещают своих героев непосредственно на поле битвы, Хемингуэй же в своей «Фиесте» описывает уже послевоенное время и тех людей, которые не могут найти своего места в мире после пережитой катастрофы. Но все герои этих произведений чрезвычайно похожи внутренне: они прошли огонь Первой мировой войны и не способны вписаться в мирную, спокойную жизнь. Так главный герой романа Хемингуэя «Фиеста» говорит: «Мне все равно, что такое мир. Все, что я хочу знать, - это как в нем жить»; после того, что с ними сделала война они сомневаются в любых высоких словах, что подтверждает главный герой романа «На западном фронте без перемен» Пауль: «Они всё ещё писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они всё ещё твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее»[4, с. 163]; герои романов одиноки в нынешнем мире, их восприятие жизни искалечено войной, так в романе Олдингтона «Смерть героя» говорят: «Назначение мужчины убивать и быть убитым, назначение женщины — рожать новых мужчин, чтобы всё продолжалось в том же духе»[1, с. 97], но несмотря на все это, герои ищут в себе силы, чтобы продолжать жизнь, они проделывают большую работу над собой, стремятся к людям, стремятся к дружбе и любви.

Герои, вернувшись с войны, не могут радоваться жизни. Казалось бы, чего еще хотеть? Вернулся с войны, живой к своим родным, теперь остается только наслаждаться жизнью и радоваться каждому дню, но герои «потерянного поколения» не могут теперь, после всего, что видели наслаждаться простой жизнью, их не успокаивает даже общение с родными и близкими людьми: возвращение домой оборачивается для Пауля («На западном фронте без перемен») и Джорджа («Смерть героя») осознанием глубокой пропасти между ними и людьми, которые их ждали и не воевали, не видели ужаса всепоглощающей войны, но ведь иначе и быть не могло: их сознание полностью изменилось, после таких фраз, которые они слышали изо дня в день восприятие жизни бессознательно измениться: "Вы - военное поколение. Вы рождены для того, чтобы сражаться в этой войне, ее нужно выиграть - и вы ее выиграете, это мы твердо решили. Что до каждого из вас в отдельности - не имеет ни малейшего значения, будете вы убиты или нет. Вероятнее всего, вас убьют,- во всяком случае, большинство. Советую заранее с этим примириться” (Олдингтон «Смерть героя»), [1, с. 197].

Герои произведений обречены на одинокую жизнь и в силу того, что между ними и окружающими появилась огромная пропасть и в силу того, что они неспособны обзавестись семьей: мы догадываемся, что герой Олдингтона в конце произведения скорее всего лишает себя жизни, во всяком случае он делает к этому шаг, в романе Хемингуэя война лишила героя радости отцовства, а Брет - героиня этого же романа - говорит: «Я никогда особенно не любила детей, но мне не хочется думать, что у меня их никогда не будет. Я всегда считала, что у меня будут дети, и тогда я полюблю их»[3, с. 89], получается, что она сама не знает чего хочет, с одной стороны она понимает, что должна хотеть детей, ведь это правильно, но жизнь ее настолько искалечена и изломана, потеряна, что это желание чисто механическое, не прочувствованное, оно есть потому что так должно быть, и если вдруг случится так, что у нее появятся дети, то возможна она сможет полюбить их по- настоящему, но может случится и так, что любовь к ним будет такая же искалеченная, механическая. А Пауль - герой Ремарка и не задумывается над тем, чтобы обзавестись семьей, он конечно пытался найти любви у французских крестьянок, однако и там он не находит удовлетворения и отклика сердца, в нем нет никаких чувств: «Ожидаешь чудес, а потом всё сводится к буханке хлеба» [4, с. 203].

Центральная тема этих трех романов - как жить в «наше время» - остается для большинства героев неразрешимой. Однако надежда все-таки присутствует в образе главного героя «Фиесты» Джейка. Ему хорошо знакомо глубокое отчаяние, он говорит: «Я не могу примириться с мыслью, что жизнь проходит так быстро, а я не живу по-настоящему»[3, с. 174], но он стремится обрести достоинство и смысл жизни в близости к природе, в доступных ему простых радостях и крепкой мужской дружбе, во внутренней дисциплине и моральном мужестве.

Героям романов «потерянного поколения» очень сложно определиться со своим отношением ко всем происходящим событиям: «Нам повезло - или, быть может, не повезло: мы уцелели»[1, с. 164], - говорит герой романа Олдингтона, но он выражает не только свое личностное переживание, это относится и к Боймеру, который приехав на несколько дней домой не мог обрести покой и к Джейку, которого навсегда искалечила война.

Шумай К.И., Маккавеева Е.А., Дикая В.С.

Список литературы:

1. Олдингтон Р. Смерть героя. М.: Правда, 1988. - 378 с.

2. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1946. М., 1982. - 311 с.

3. Хемингуэй Э. Собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1968.-530 с.

4. Эрих Мария Ремарк. На Западном фронте без перемен. М.: ACT, 2014.-320 с.




 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"