Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Путыкевич Л.К. Сравнительно-типологический анализ философской и нравственной проблематики. Проблематика рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Теория и практика преподавания английского языка и страноведения США - Уфа, 2006.

Рассказ Шолохова "Судьба человека" и повесть Хемингуэя "Старик и море" появились в одно время: в 1957 и 1952 годах соответственно. Эти писатели не только современники, но и их жизненный опыт обнаруживает важные общие вехи, определяющие личность и судьбу. В первую очередь это, конечно, опыт военный. Хемингуэй принимал участие в первой мировой войне, воевал в Испании. Шолохов в качестве военного корреспондента был на фронтах Великой отечественной, не прошла мимо и гражданская война.

Тема войны, человека на войне тема, с которой начинается творческий путь обоих писателей. Она была не только более чем актуальна в условиях XX века, но и давала возможность постановки и решения общечеловеческих гуманистических, философских и нравственных проблем. Мужество и стойкость, героизм на поле боя и ежедневный, ежечасный незаметный героизм, который требуется от человека не только в экстремальных ситуациях, темы, вызванные войной, но не менее характерные и для мирной жизни. И не потому, что "в жизни всегда есть место подвигу", а потому, что Человек склонен проверять себя в самых разнообразных условиях, в том числе и вполне, казалось бы, мирных и повседневных, таких, как в повести Хемингуэя "Старик и море" в охоте за "большой рыбой". Кстати, тема охоты — одна из излюбленных тем американского писателя — по сути та же тема испытания Человека на мужество, героизм и стойкость.

Нельзя не обратить внимания на то, что у героев обоих произведений были реальные прототипы, а сюжетные ситуации имели реальную жизненную основу. Еще в,1936 году Хемингуэй опубликовал очерк о кубинском рыбаке, поймавшем большую рыбу, которая долго не отпускала его лодку. Когда рыбака нашли далеко в море, от рыбы, обглоданной акулами, остался только остов. Бедный рыбак был в отчаянии и долго не мог успокоиться. Это тоже своего рода "остов", факт, который лег в основу будущего художественного произведения, за которое писатель получил Нобелевскую премию.

В первый послевоенный год Шолохов услышал историю об обычной для того времени семейной трагедии. Ее рассказал мужчина, встретившийся ему на охоте и принявший его по одежде и рукам в мазуте за "своего брата-шофера". Но только через десять лет писатель обратился к этому сюжету и написал рассказ "Судьба человека".

XX век - век жестоких военных катаклизмов, в которых испытывались на прочность человек и человечность — вечные темы мировой литературы. И в этих условиях проблема утверждения и сохранения человеческого достоинства приобретает принципиальное значение, а тема ценности и смысла жизни особо острое драматическое звучание.

Оба писателя рисуют истории, которые разворачиваются в типичных условиях, с присущими реалистическому повествованию приметами и деталями быта, времени и среды: рыбацкий поселок на Кубе, бедная лачуга одинокого старика, его нелегкий труд и нехитрые снасти, скучающие богатые туристы у Хемингуэя, и не менее суровая жизнь русского шофера, у которого до войны появилось скромное семейное счастье и война, ворвавшаяся в его жизнь и разрушившая надежды на будущее в рассказе Шолохова.

Но в повести Хемингуэя существуют два уровня повествования конкретно-реалистический и притчевый, иносказательный. Рассказ Шолохова лишен условности, в нем нет внутреннего, иносказательного плана. Однако сравнительный анализ этих произведений позволяет особенно отчетливо обнаружить, что рассказ Шолохова выходит за рамки характерной для советской литературы того времени темы "человек и война", "человек на войне", и в обоих произведениях обнаруживается типологическая общность образов главных героев при очевидном различии их художественного воплощения, что в разной жанровой форме в них поставлены типологически сходные философские и философско-нравственные проблемы.

Герои Шолохова и Хемингуэя — трудовые люди, привыкшие преодолевать враждебные обстоятельства, бороться за жизнь и сохранять человеческое достоинство. Готовность доказывать, что человек должен и может выстоять несмотря ни на что, объединяет Сантьяго и Соколова, а их подчеркнуто простые имена и судьбы невольно наводят на мысль об общечеловеческом смысле конкретных сюжетных ситуаций, об их философском наполнении. Недаром в эпической части повести Хемингуэй называет своего героя просто "старик".

Образ старика имеет более обобщенный характер. Это обнаруживается уже в портретной характеристике персонажа: "Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне.

Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается" (1, с.219).

В описании внешности героя наблюдается свойственное стилистике и жанру повести органическое сочетание бытового реализма и притчевой условности: худ, изможден, глубокие морщины, пятна кожного рака на щеках, шрамы на руках — следы его обычной работы. А сравнение шрамов с "трещинами в давно уже безводной пустыне" романтизирует образ и приподнимает над повседневностью и бытом. Ту же функцию выполняет и "парус в заплатах", который сравнивается со "знаменем наголову разбитого полка". Но у старика "были удивительные плечи — могучие, несмотря на старость, да и шея была сильная" (1, с.224). И глаза, "веселые глаза человека, который не сдается", могут быть только у человека необыкновенного, героического. Да он и сам не раз говорит о себе, что он "необыкновенный старик", не зря его называли Чемпионом. И сны ему снятся необыкновенные: об Африке и о львах — еще одна романтизирующая его образ и придающая ему определенную художественную условность деталь.

Портрет Андрея Соколова выполнен в иной стилистической манере, соответствующей жанру этого рассказа. "Глаза словно бы присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть… Ни единой слезинки его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы..." (2, с.14-16, 22-23). Трагедия, пережитая героем, в его "мертвых, потухших глазах", в "смертной тоске", которую они источают. Эти детали подчеркивают глубину испытаний и боли, непоправимость потерь, выпавших на его долю. Трагизм судьбы героя Шолохова конкретен и в бытовом, и в историческом плане, и столь же конкретен в своих реалистических деталях его портрет.

Образ русского солдата лишен романтизации. Более того, он подчеркнуто обыден. "Андрей Соколов входит в повествование самым что ни на есть неприметным человеком, почти в нормах дегероизации..." (6, с.287). Как утверждает один из исследователей творчества Шолохова А.В. Огнев, "в характере Соколова, в его нравственном облике, самоотверженных поступках, в самом способе изображения можно найти общее с фольклорными героями. Это общее помогло укрупнить образ, представить его как тип русского национального характера" (4, с. 30-31). Способ художественного обобщения, использованный советским писателем, относится к иному типу поэтики, чем у Хемингуэя, и определяется не только жанровыми особенностями и соответствующими им формами повествования, но и спецификой художественной системы автора, его принадлежностью к определенному типу художественного мышления. Всеобщность образа Соколова во многом определяется еще и тем, что он оказался участником великого исторического события, политического и социально-исторического конфликта эпохи.

Всеобщность смысла и содержания образа старика в полной мере выявляется в море, когда он остается один на один с великой природной стихией, поскольку тема "человека и природы" является одной из важнейших в нравственно-философской концепции повести.

Один из самых важных в нравственно-философской концепции рассказа Шолохова эпизодов сцена с комендантом Мюллером. При всей его конкретности он безусловно имеет "обобщенное и в какой-то мере символическое значение" (7, с.814). Поведенческая модель, которую демонстрирует в нем Соколов, свидетельствует о несгибаемости духа, о нравственном достоинстве, которое не могут сломить никакие, даже самые экстремальные, обстоятельства. В повести Хемингуэя эпизод в море, поединок с рыбой та же ситуация проверки достоинства и мужества человека, которая разворачивается в характерном для замысла этого произведения тематическом поле.

Указанные эпизоды кульминационные в нравственно-этическом замысле. И в том, и в другом случае перед нами поединок, который решает судьбу и является глубоко драматичным испытанием истинности человеческой силы и достоинства.

Герои Шолохова и Хемингуэя имеют свою предысторию, анализ которой позволяет обнаружить иные философские и нравственные проблемы.

В прошлом у старика была жена, но это было давно, а теперь он так одинок, что даже ее портрет он снял со стены своей убогой хижины, "потому что смотреть на нее было уж очень тоскливо. Теперь фотография лежала на полке в углу, под чистой рубахой" (1, с.223). Детей у них не было, и старик жил один.

Прошлое Андрея Соколова показано более подробно по сравнению с историей Сантьяго, но в такой же эмоционально сдержанной манере рассказа от лица главного героя. "Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии..." (2, с. 16). Затем о работе, нехитрых хозяйственных заботах: "В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой… Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже других людей... Перед войной поставили себе домишко об двух комнатах с кладовкой и коридорчиком" (2, с. 18). Главное место в воспоминаниях героя занимает его жена. "Хорошая мне попалась девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета... Ласковая, тихая... Со стороны глядеть не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет" (2, с. 16). Добрая и любящая жена, дети принесли радость и смысл в его жизнь. Всех их отняла война. Самой горькой стала последняя потеря сына Анатолия. Казалось, "блеснула радость, как солнышко из-за туч". Соколов уже строил планы, как женит сына, сам при молодых жить будет, гордился его орденами и званием капитана. Девятого мая, в День Победы, под Берлином сына убил немецкий снайпер.

Герои обоих произведений прошли свой путь потерь, и у каждого был свой луч надежды. У одного — большая рыба, которая могла не только прокормить, но доказать, что он все еще "необыкновенный старик", у другого мечта жить рядом с единственным оставшимся в живых сыном. Судьба обошлась с ними жестоко, но долг настоящего Человека, с точки зрения обоих авторов, выстоять несмотря ни на что.

Нравственные принципы героев глубоко родственны. Один говорит: "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (1, с.275). Другой вторит ему: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала" (2, с.27).

В языковом сознании русского народа глаголы "вытерпеть" и "преодолеть", если они стоят рядом, являются синонимами. "Именно в таком значении народ часто употребляет слово "вытерпеть"; "в толковом словаре Даля слово "терпеть" определяется и как "крепиться", "мужаться", "держаться", "стоять не изнемогая" (5, с.297).

Нравственная стойкость и мужество человека, который остается один на один с судьбой, не только объединяют этих героев, но и открывают новые аспекты философской проблематики произведений.

Тема одиночества, одна из центральных в повести Хемингуэя и рассказе Шолохова, решается по-разному. Это различие обусловлено и различием жанровой природы произведений, и различием мировоззренческих позиций и философских установок авторов.

Соколов трижды оставался один, теряя самых близких и дорогих ему людей. Но душевная щедрость, свойственная русскому характеру, его объединенность с судьбой всего народа, его личностное участие в общенациональной трагедии оставили герою выход, не позволили замкнуться в сознании индивидуальной потери.

Одиночество старика изначально, и нельзя не согласиться с теми исследователями, которые обращают внимание на его экзистенциальный характер. В реально-бытовом плане повести старик живет среди людей, у него есть определенные связи с ними человеческие, профессиональные. Но в философском смысле и в условно-иносказательном плане повествования он принципиально одинок. Его одиночество можно назвать концептуальным, если иметь в виду идейный замысел автора.

Однако трагический оттенок в данном случае снимается присутствием образа мальчика Манолина. Возникает тема преемственности поколений, открывается если не оптимистическая, то, по меньшей мере, светлая, дающая надежду перспектива.

Замечательно, что и в рассказе Шолохова образ Мальчика Вани становится тем маленьким, но прочным звеном, которое не только связывает Соколова с жизнью, казалось бы, уже утратившей смысл, но и возвращает этот смысл и надежду, без которой жизнь поистине бессмысленна.

Большую роль в обоих произведениях играет пейзаж. Основной эпизод повести Хемингуэя разворачивается в море, которое старик воспринимает как глубоко родственную человеку стихию и сравнивает с женщиной, дарящей великие милости или отказывающей в них. Он, как и любой другой, часть природы, он уважает и любит большую рыбу она тоже часть природы, более того — марлина можно воспринимать как воплощение не только моря, но и природы, в которой живет человек. Старик не противопоставляет себя природе, для него море не враждебная среда: он разговаривает и с рыбой, и с птицами; и со звездами, разговаривает на равных и в то же время уважительно и требуя уважения к себе.

Ощущение такой же глубокой сопричастности к жизни природы свойственно и Соколову. В рассказе есть маленькая деталь: когда герой идет на встречу с комендантом Мюллером, то есть накануне испытания смертью он прощается не только с жизнью, но и со звездами (2, с.43).

Рассказ Шолохова открывает пейзажная зарисовка, являющаяся своего рода философской экспозицией: наступающая весна, когда уже не холодно, но еще и не вполне тепло, взломанный лед на реке, солнце, на котором так приятно погреться после долгой зимы, природа пробуждается к новой жизни. Символика обычной для русской литературы пейзажной зарисовки очевидна, как очевиден и ее философский подтекст. Весна и солнце в русской литературе традиционно олицетворяют обновление жизни.

После рассказа Соколова о своей горькой доле следует лаконичная картина природы. Эмоциональное напряжение драматического повествования сменяется "все той же", как неоднократно подчеркивает автор, картиной весеннего пробуждения природы. "Но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни" (2, с.58), пишет автор.

Трагические мотивы, присутствующие в обоих произведениях — мотив смерти, мотив неизбежности потерь и одиночества, в определенной мере снимаются не только возникновением темы преемственности поколений, но и философски осмысленной темой природы.

Повесть Хемингуэя тоже можно назвать "Судьба человека", поскольку в ней ставятся фундаментальные проблемы человеческого бытия: смысл жизни и система жизненных ценностей, одиночество и смерть, природа и человек, преемственность поколений и стойкость в испытаниях, судьба и мужество ее принять и преодолеть... Старик Сантьяго и Андрей Соколов преодолели не только свою судьбу, но и победили себя — это внутренняя, нравственная победа настоящего Человека, который знает цену и поражению, и потере, и победе. Повесть-притча Хемингуэя это размышление 6 конкретной судьбе и судьбах человека вообще, о его месте в мире, и тема судьбы играет в ней не последнюю роль. Семантика названия повести Хемингуэя, столь же глубока и философски насыщена. Море это мир и жизнь, судьба и природа. Вечные темы литературы, как вечна тема человека в этом мире, жизни, природе, как вечна и неисчерпаема тема его отношений с судьбой.

Л.К. Путыкевич

Примечания:

1. Хемингуэй Э. Старик и море // Хемингуэй Э. Собр. соч. в 4т. — Т.4. — М., 1968.

2. Шолохов М.А. Судьба человека. М., 1990.

3. Гей Н. Мир, человек и позиция писателя//Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. — М., 1972.

4. Огнев А. Рассказ Шолохова "Судьба человека". М., 1984.

5. Рыбинцев И. Рассказ М. Шолохова "Наука ненависти" и "Судьба человека" (опыт анализа формы и содержания) // Уч. записки Шадринского пединститута, 1967, №7.

6. Федоров В. Стабильность авторитета // Мировое значение творчества Михаила Шолохова. М., 1976.

7. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова. — М., 1964.




 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"