Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Лапина Г.В. Ник Адамс и Эрнест Хемингуэй

Лапина Г.В. "Американская новелла XX века", М.: Радуга, 1989.

В обширном новеллистическом наследии Хемингуэя особое место занимают рассказы о Нике Адамсе, три из которых включены в настоящее издание. Всего в разное время Хемингуэй написал двадцать четыре рассказа с этим героем (восемь опубликовано посмертно). Жизнь Ника — это своего рода духовная биография «потерянного поколения»; из нее выросли такие герои романов Хемингуэя, как Джейк Барнс («И восходит солнце») и Фредерик Генри («Прощай, оружие!»), Роберт Джордан («По ком звонит колокол») и Ричард Кэнтвелл («За рекой в тени деревьев»). У них общее с Ником детство и юность, общий военный опыт — ранение и «потерянность», утрата жизненных ориентиров.

Во многом общими с Ником были и впечатления самого писателя, который отдает герою эпизоды и детали своей биографии. Так, место действия «Индейского поселка» — Северный Мичиган — связано с детством Хемингуэя: здесь на озере Валлун его семья проводила летние месяцы. Отец писателя Кларенс Эдмунд, подобно отцу Ника, был врачом, изучал быт индейцев-оджибвеев, живших неподалеку. Однако отметить лежащее на поверхности сходство биографий писателя и его главного персонажа недостаточно для понимания сущности Ника Адамса, ибо он — это Хемингуэй в созданной им художественной реальности, так же как Хемингуэй — это Ник Адамс в реальности жизненной. Герой Хемингуэя двупланен как герой лирический, возникающий «тогда, когда читатель, воспринимая лирическую личность, одновременно постулировал в самой жизни бытие ее двойника» (Л. Я. Гинзбург. О лирике. Л., 1974. С. 160).

Доказательством «двойничества» автора и его героя может служить тот факт, что в одном из ранних рассказов Хемингуэй отдает Нику свое авторство, заставляя его рассуждать о написанном им, Ником Адамсом, рассказе «Индейский поселок» и — шире — «О писательстве» (под таким заглавием рассказ был опубликован после смерти Хемингуэя). «Впечатления нужно переплавлять и создавать людей заново, — размышляет Ник Адамс. — Ник из его рассказов не был он сам. Он его выдумал. Никогда он, конечно, не видел, как индианка рожает. Потому получилось толково. И никто об этом не знает. А видел он женщину, рожавшую на дороге, когда ехал на Карагеч, и постарался помочь ей. Вот как оно было» (Иностранная литература, 1973, № 6. С. 212).

Г.В. Лапина



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"