Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Анализ романа «Смерть после полудня» Э. Хемингуэя

Петрушкин А.И., Агранович С.З. «Неизвестный Хемингуэй. Фольклорно-мифологическая и культурная основа творчества», Самара: «Самарский дом печати», 1997.

«Смерть после полудня» - что это? То ли отрывки из путевого дневника, то ли трактат о бое быков, то ли общие рассуждения об искусстве — понять сразу трудно. И только внимательно вчитываясь, сопоставляя многие факты, начинаешь чувствовать глубинную сущность своеобразного эссе.

Внутренняя структура этого произведения предельно проста. При кажущейся хаотичности материала, спонтанности его подачи, книгу можно поделить на две части. В первой содержатся рассуждения о бое быков (корриде). Однако обращение писателя к исконному и всем сейчас вроде бы известному явлению испанской экзотики, ставшему туристическим аттракционом, подается на новом смысловом уровне. Для Э. Хемингуэя коррида, оторванная от народной карнавальной культуры (фиесты), теряет свое значение и назначение, превращаясь в псевдоискусство или, как точнее обозначает сам художник, в искусство «декадентское».

По всей видимости, именно отсюда и нужно выводить само понимание искусства и литературы писателем, которое должно относиться к жизни так, как коррида относится к фиесте, не отрывать одно от другого: в противном случае искусство становится декоративным, мертвым. И этот несколько запоздалый литературный манифест заканчивается следующим горьким признанием: «Самое главное — жить и работать на совесть; смотреть, слушать, учиться и понимать; и писать о том, что изучил как следует, не раньше этого, но и не слишком долго спустя. Пусть те, кто хочет, спасают мир, — если они видят его ясно и как единое целое. Тогда в любой части его, если она показана правдиво, будет отражен весь мир. Самое важное — работать и научиться этому...»

Большинство исследователей осмысливают это горькое признание писателя как декларацию отказа от борьбы, от участия в общественной жизни, как неверие не только в активную, преобразующую жизнь роль искусства, но и неверие в него вообще. Но ведь на самом деле, а это прямо видно из слов писателя, он не утверждает свою былую манеру письма как идеал творчества. Наоборот, он горько признается, что пока только она является для него единственно возможной. К правдивому и точному изображению участков жизни (вспомним рассказы из сборника «Победитель не получает ничего») его вынуждает непонимание противоречивых процессов современной действительности. Именно это не дает возможности Э. Хемингуэю обратиться к изображению жизни как к некоей целостной системе, осмыслить и показать ее единство. Только познание глубоких философских и социальных законов жизни позволяет писателю, художнику спасать мир. Э. Хемингуэй признается (и признание это очень горестно), что на данном этапе творчества он не может стать спасителем мира, но такая функция художника, писателя, ему наиболее близка, именно такие писатели вызывают у него зависть. «Смерть после полудня» — это книга о мировоззрении художника, его мучительных поисках этого мировоззрения. Наконец, в этой своеобразной книге Э. Хемингуэя нужно выделить еще один важный аспект поставленных проблем: писатель предпринимает попытку (насколько она удачна — другой вопрос) осмыслить жизнь и отражающую ее литературу через народное, фольклорно-мифологическое — это будет точнее — сознание, ответить на вопрос: что есть жизнь.

И, наконец, едва ли не самое важное: в книге обнаруживается как бы анализ трех слоев сознания: буржуазно-обывательского (старая дама вместе с О. Хаксли), которое писатель с презрением отвергает; стихийное народно-мифологическое сознание, возможно, объясняющее мир в единстве, но, по всей видимости, система устаревшая; и сознание современных людей, знающих путь к спасению мира. Им-то, а это прямо доказывается не только текстом книги, но и перепиской Э. Хемингуэя этих лет, он откровенно и горько завидует, и горечь эта явно ощущается в финале произведения.

Небольшая эта книга вышла в свет в 1932 году, и она показывала, конечно же, кризисное состояние писателя. Но самое важное в ней то, что кризис был уже преодолен пониманием необходимости найти новые мировоззренческие ориентиры в трагическом мире первой половины XX века.

«Смерть после полудня» была важным произведением, но не для широкой читающей публики, воспринимающей ее как своеобразный путевой очерк или как трактат о бое быков, но для самого писателя, как своеобразное подведение итогов первого периода творчества.

А.И. Петрушкин , С.З. Агранович - Смерть после полудня. Анализ.



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"