Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Анализ рассказа «О писательстве» Э. Хемингуэя

Иностранная литература №06, 1973.

Рассказ «О писательстве» напечатан в вышедшем в 1972 году в Нью-Йорке посмертном сборнике Хемингуэя «Рассказы о Нике Адамсе». В этот сборник вошли все рассказы, в которых участвует автобиографический герой Хемингуэя Ник Адамс — сперва подросток на берегу Мичигана, потом солдат-доброволец в Европе в конце мировой войны 1914—1918 гг., израненный молодой ветеран, осознавший свое призвание писатель.

Эти рассказы писались Хемингуэем на протяжении 20-х годов, в разное время и вне какой-либо строгой последовательности. Он включал их в свои первые сборники «В наше время» (1925), «Мужчины без женщин» (1927), «Победитель не получает ничего» (1930).

В «Рассказах о Нике Адамсе» все эти рассказы собраны в «хронологический ряд», чтобы читатель мог проследить постепенное формирование героя. Составитель сборника американский литературовед Филип Янг, еще при жизни писателя начавший изучать его творчество в связи с его биографией, считает, что такая картина поможет сильнее почувствовать автобиографический аспект в творчестве Хемингуэя. Для полноты Янг включил в сборник восемь не публиковавшихся ранее рассказов, набросков, отрывков из архива Хемингуэя, принадлежащих к тому же циклу и связанных тем же центральным героем.

Замысел Янга страдает известной искусственностью. Некоторые из рассказов о Нике Адамсе (например, знаменитый рассказ «Убийцы») мало в чем соотносятся с остальными рассказами этого цикла и гораздо теснее связаны с другими произведениями Хемингуэя, где Ник Адамс совсем не присутствует.

Тем не менее сборник «Рассказы о Нике Адамсе» принадлежит к заметным явлениям хемингуэевской литературы последнего времени, остро ставит вопрос об автобиографических мотивах у Хемингуэя, в особенности же привлекает читателя новыми публикациями.

Рассказ «О писательстве», пожалуй, самый интересный из всех, опубликованных Янгом.

Это «внутренний монолог» — размышления молодого писателя о том, что составляло в разное время страсть его жизни и завершилось всепоглощающей страстью творчества.

Материал его размышлений большей частью известен читателю, знакомому с творчеством Хемингуэя. Картины американской природы и «таинство» рыболовстве восходят л таким рассказам Хемингуэя, как «На Биг-Ривер». Коррида, имена замечательных матадоров, характерная атмосфера и терминология боя быков — к «Непобежденному» и «Смерти после полудня». Воспоминания об американских и английских писателях, живших в 20-х годах в Париже, перекликаются со страницами позднейших мемуаров Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». О важном влиянии живописи Сезанна на свой творческий метод Хемингуэй говорит в той же книге.

Все имена, даже вскользь упомянутые в рассказе,— это реальные лица, тесно связанные с Хемингуэем в разные годы его жизни. Так, например, Билл Смит — близкий приятель детских и юношеских лет Хемингуэя, а Сударыня — его тетка, которую так называли в семье. Из недоговоренных имен литераторов Шервуд — это Шервуд Андерсон (1876—1941), знаменитый американский писатель, оказавший влияние на молодого Хемингуэя; Эзра — Эзра Паунд (1885—1972), известный американский поэт; молодой Аш — Натан Аш (1902—1964), литературный сверстник Хемингуэя, дебют которого («Контора», 1925) он одобрял; Билл Бэрд — Уильям Бэрд, американский журналист и поэт, первый издатель Хемингуэя в его парижские годы. Раскрываются и все прочие имена.

Таким образом, автобиографичность рассказа не вызывает сомнений.

Вместе с тем многое, что говорит молодой писатель в рассказе о художественной недостаточности прямого автобиографизма в искусстве, проливает дополнительный свет на природу и функцию этих мотивов у самого Хемингуэя.

Сегодня они представляются нам сложнее, чем это казалось первым интерпретаторам творчества Хемингуэя, полагавшим, что рассказы о Нике Адамсе — готовые страницы биографии писателя.

«Ник из его рассказов не был он сам. Он его выдумал»,— говорит молодой писатель в рассказе. Все, кто знает рассказ Хемингуэя «Индейский поселок», запомнят также слова Ника Адамса, что «никогда он, конечно, не видел, как индеанка рожает» и что этот рассказ был написан на основе других впечатлений.

Возможность таких «поправок» надо иметь в виду и читая рассказ «О писательстве». Потому, хотя многое в нем максимально приближено к личным высказываниям, не следует толковать его слишком прямолинейно, как монолог молодого Хемингуэя.

Рассказ «О писательстве» написан летом 1924 года. Ритмическая организованность прозы, лексические и синтаксические повторы весьма характерны для ранней манеры Хемингуэя. Писатель не готовил, как видно, рукопись для печати: некоторые мысли как бы оборваны, намеки до конца не раскрыты. При том «О писательстве» органически входит в круг рассказов молодого Хемингуэя и займет законное место и его литературном наследии.

А.И. Старцев



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"